Экс-волейболист «Самотлора» Дмитрий Березин рассказал о поисках работы после завершения карьеры.

Дмитрий Березин профессионально играл в волейбол 15 лет. В его послужном списке выступления за такие клубы, как «Югра-Самотлор», «Тюмень» и московский МГТУ. Последней командой Дмитрия стал азербайджанский «Азеррейл». Он не планировал завершать карьеру, но у пандемии коронавируса были на этот счет свои планы. В интервью для платформы онлайн-рекрутинга «Работа в спорте» Дмитрий рассказал, как обеспечивает жизнь своей семьи (у него жена и двое детей) сейчас, как впервые столкнулся с выгоранием и как телеграм-канал привел его к работе мечты.

«Курьером зарегистрировался в приложении. Когда понимал, что нужна тысяча-две, выезжал»

Планировал ли ты работать после завершения карьеры или у тебя были накопления, которые могли позволить тебе ничего не делать?

Нет, я прекрасно понимал, что не могу позволить себе два-три месяца спокойно чилить где-нибудь на Бали. Такого вообще не было.

Во-первых, волейбол – это не самый высокооплачиваемый вид спорта. Во-вторых, я не был игроком топ уровня. Играл в одном из самых, назовем прямо, бедных клубов Суперлиги. Зарплата была хорошая, но все относительно. Когда знаешь, что люди получают по миллиону рублей или по два, кажется, что твоя зарплата не такая уж и большая. Потом смотришь, как живут обычные люди, и понимаешь, что все нормально. Слава Богу, удалось за карьеру приобрести недвижимость в Москве – городе, на который я ориентировался. Это уже хорошо. Какой-то плацдарм образовался.

Понимал, что работать придется. Собственно, чем и занимаюсь с первого дня. Не думал, что закончу так рано. Момент наступил, скажем так, спонтанно. В дело вступила пандемия и пришлось после Баку уже окончательно прервать карьеру. Может быть, если у меня было чуть больше времени, я бы подготовил себе какой-то парашют.

Насколько тяжело было перестроиться на другую работу после 15-летней карьеры профессионального спортсмена?

Мне было не тяжело перестроиться, потому что мой случай не совсем обычный. С детства увлекался журналистикой, просто нравилось писать, и я периодически писал в местную прессу, публиковал обзоры матчей в интернете.

Не люблю сидеть на месте. Помню, еще будучи игроком, на выходных поехал в Ханты-Мансийск на этап Кубка мира по биатлону. Позвонил знакомому журналисту, он мне выбил проходку. Было очень интересно окунуться в эту жизнь: посидеть с ноутбуком в пресс-центре, посмотреть на звездных спортсменов.

Я к тому, что у меня уже был опыт какой-никакой работы, помимо того, чтобы играть с мячиком. В этом плане проблем не испытывал. Проблема была другая – как зарабатывать нормальные деньги, хотя бы близкие к тем, которые были в профессиональном спорте.

Как ты решал эту проблему?

Я сразу же начал вести аккаунт «Самотлора» в Инстаграме и в Фейсбуке, плюс участвовал в создании приложения. «Самотлор» стал вторым после уренгойского «Факела» волейбольным клубом в истории России, у которого оно появилось.

Параллельно с дистанционной подработкой в «Самотлоре» вел свой телеграм-канал «Стык слева!». Там я освещал все волейбольные события, был нормальный прирост. Собственно с этим я пришел на «Матч! Страну», и они взяли меня на стажировку.

Три месяца, как мне кажется, я все таки работал, а не стажировался. Постоянно ездил по всей Москве, в аэропорт один, в аэропорт второй. И в футбольном ЦСКА с Корнауховым общался, и с олимпийским чемпионом Кондрой, и с какими-то борцами. Плюс у нас были еженедельные передачи про волейбол, в которые меня, естественно, активно втянули. Я был и консультантом, и чуть ли ни один с видеомонтажером сидел делал эту программу. Искал игровые моменты, снимал стендапы, то есть работал прям очень-очень плотно и активно.

Было интересно, но меня все больше нагружали, а стажировка не заканчивалась. В коллективе подсказали, что раз так резину тянут, значит, сейчас не готовы денежку предложить. Не знаю по какой причине. Может мой уровень был недостаточен. У меня жена вот-вот должна была родить. Продюсер посоветовал заниматься семьей, поэтому я решил закончить стажировку.

Мне понравился опыт, было интересно заходить в Останкино, видеть всех этих звезд телевидения. Благодарен главному продюсеру Игорю Швецову, что он вообще дал мне такой шанс.

Когда ушел с «Матча», периодически подрабатывал в такси и курьером. Такси – это буквально несколько дней, просто решил попробовать. Там можно зарабатывать действительно приличные деньги, для регионов вообще наверное большие, если много кататься.

Курьером зарегистрировался в приложении. Не могу сказать, что работал пять дней в неделю. Когда понимал, что нужна тысяча-две, выезжал. К слову, сейчас тоже иногда бывает. В этом смысле мне нравятся большие города – свои 30-50 тысяч сможешь заработать, если вдруг поджало. Какая-никакая свобода уйти оттуда, где не нравится.

«Человек такая скотина, что она ко всему приспособится»

Как возник вариант с работой в Организационном комитете чемпионата мира по волейболу 2022 года, который должен был состояться в России?

Считаю, что меня туда привел именно телеграм-канал. Я активно его вел, не забросил, и наши траектории с Оргкомитетом пересеклись. Там были люди преимущественно не из волейбола, поэтому они смотрели по сторонам, искали специалистов, которые обладают определенной экспертизой. Я долго долбился в Оргкомитет еще до формирования пресс-службы, в которую в итоге попал, но ничего не получалось, а потом бац. Пообщались, посмотрели, и меня взяли.

Как пережил отмену чемпионата мира?

Это мероприятие было очень важным для нашей страны, скорее даже для волейбольной общественности. Конечно, я расстроился, что чемпионат мира у нас забрали. Столько работы было проделано, такие профессионалы трудились над его организацией. Чемпионат должен был пройти на высочайшем уровне!

Я вел все сетки чемпионата мира: Инстаграм, ВКонтакте и Фейсбук. Устроился 18 февраля 2021 года. Потихонечку, с начала марта, начали раскачиваться, и взращивать наши аккаунты. К 24 февраля 2022-го мы органически набрали 63 тысячи подписчиков. Люди, которые работали со мной, говорили, что это супер показатель. Без рекламы, без накрутки, органически вырасти с 1 до 63 тысяч. Теперь они никому не нужны, скажем прямо. Этот аккаунт просто мертвый. Теперь даже Инстаграма нет в России. Ну как, есть конечно.

Какой-то депрессии не было. Просто сразу начал думать в сторону того, что делать. Собственно и все. До сих пор думаю.

Есть ли будущее у соцсетей после закрытия Инстаграма?

Конечно, есть. Кто-то говорил мне: человек такая скотина, что она ко всему приспособится. Не хотелось бы именно приспосабливаться. Приспособленчество – это стремный путь. Хочется пользоваться всем самым крутым, ездить куда хочешь и так далее. Это, скажем так, о наболевшем.

Нормально отношусь к ВКонтакте, но там немножко другая публика нежели, чем в Инстаграме. Сейчас она, конечно, разбавится инстаграмной аудиторией, и будет повеселее. Телеграм мне тоже нравится. Там также можно потреблять контент.

Ничего прям сверх страшного не случилось. Людей просто жалко, кто-то же вкладывал в Инстаграм не только свои силы и энергию, но и много денег. У них держался бизнес на нем. Понятно, что сейчас они просто переформатируют взаимодействие с аудиторией, перейдут в другую соцсеть, но им понадобится время, а это упущенная прибыль.

Что скажешь о российском аналоге Инстаграма – Россграме?

Название смешное. Не знаю, мне кажется, что это абсолютно бесперспективная соцсеть. Даже не могу как-то аргументировать свою позицию.

Если ситуация с Инстаграмом будет годами продолжаться, может быть Россграм потихонечку и разовьется. Пока непонятно, какой у него функционал, будет ли им удобно пользоваться. Если люди не смогут найти, допустим, директ, то они просто уйдут оттуда. Дьявол кроется в деталях.

«Я раньше только слышал: выгорел на работе, выгорел на работе. А теперь, кажется, поймал это ощущение»

Почему выбрал SMM направление, если начинал с журналистики?

Я отошел от журналистики из-за того, что она, на мой взгляд, несправедливо оплачивается. После ухода из МГТУ я был в поиске, куда мне двинуть. Позвонил Алмазу Хаирову из «Спорт БИЗНЕС Online», одному из лучших пишущих волейбольных журналистов России. Предложил сделать для БО интервью с олимпийским чемпионом Ллоем Боллом. Ранее участвовал в переводе его автобиографии «Ошибка, которую я не совершал», поэтому для меня это был очень интересный спикер.

Сделал интервью, и мне прислали гонорар, не помню точно, допустим в полторы тысячи. Прикинул, сколько мне нужно было времени, чтобы подготовиться к интервью, провести его, расшифровать, откорректировать. Подумал, что оно того не стоит. Когда ты живешь в такой реальности, как непрофессиональный спорт, у тебя каждый час – энное количество денег. Это заставило меня посмотреть в сторону SMM, которое на тот момент уже было нормально так развито. Я подумал, что будет прикольно постараться уместить все то, о чем ты мог бы написать статью, в три-четыре предложения. Меня это по-хорошему заводило и сейчас заводит. Но, честно говоря, в Оргкомитете чемпионата мира случился передоз. Конкретный. Я уже не мог смотреть на Инстаграм, Фейсбук, ВКонтакте. Меня практически тошнило от всего этого.

Прочувствовал на себе, что такое выгорание?

Я раньше только слышал: выгорел на работе, выгорел на работе. Думал, как такое может быть? А теперь, кажется, поймал это ощущение. Мы очень плотно работали, нон-стопом, у нас сети не останавливались ни на день. Это еще чемпионат не начался. Видимо, чувствовали, что все скоро накроется.

Мне приходилось постоянно быть на связи. Из-за этого в выходные, когда отдыхал с семьей или друзьями, стала появляться какая-то внутренняя боязнь, что мне могут написать, о чем-то попросить. Под конец я даже иногда снимал и убирал Apple Watch, чтобы не видеть уведомления.

Обратная сторона свободного графика в том, что тебя могут в любой момент выдернуть и по сути полных выходных как бы нету. Даже в Новый год, 31 декабря, ты должен сделать пост, и запланировать на 1 января. А если ты запланировал, должен зайти проверить, опубликовался ли он там. А если зашел проверить, раз, и увидел сообщение в директе. Надо прочитать. И это все, как снежный ком.

Если попытаться сравнить жизнь профессионального спортсмена с постоянными тренировками, играми, переездами с жизнью, в которой ты постоянно на телефоне. Какая будет легче?

Занятие профессиональным спортом – это подарок судьбы, мне кажется, для любого человека. Каждый профессиональный спортсмен должен ценить его. Все вроде бы говорят, что ценят. Я тоже ценил, когда играл. Но когда закончил, стал ценить еще больше.

Вот у тебя мяч и ты играешь, как когда-то в детстве. Уже потом на это накладывается ответственность, твой страх проиграть, подвести партнеров, болельщиков, тренеров и так далее. Люди себя накручивают, но по сути ты просто играешь в волейбол и получаешь за это деньги. Тебя еще возят, кормят, дают одежду, ты ночуешь в классных отелях. Смотря, конечно, в каких командах играть. Ты живешь на очень высоком уровне. У тебя есть возможность накопить деньги на квартиру, машину, помогать родителям. Работа в принципе по фану.

Одно время думал, что из-за небольшого роста [прим. – 182 см], мне не светит профессиональный спорт. Я счастлив, что у меня получилось заиграть в волейбол, познакомиться с классными людьми, супер профессионалами, звездами.

«Правильный путь редко приводит к успеху»

Какими компетенциями, на твой взгляд, должен обладать SMM-менеджер в спортивной сфере?

Боюсь, что я могу что-то упустить, потому что это огромный набор качеств. Грамотность, безусловно. Лаконичность. Юмор. Умение чувствовать тренды. Чувство прекрасного. Это, конечно, вкусовщина по большей части, но все-таки есть какое-то усредненное чувство прекрасного. Тебе хочется, чтобы большинству понравилось. Условно, чтобы большая часть людей поставила лайки. Дисциплинированность, наверное, должна быть. Она помогает структурировать внутреннюю информацию, потому что там иногда такая каша творится. Планы все-таки нужны, признаю, хотя мне их и не нравилось делать. У меня есть блокнотик с символикой чемпионата мира, я там все записывал. Потом мне говорят: Дима, может составим план на месяц. Вот это мне тяжело давалось, потому что я не настолько педантичен.

Есть ли у тебя профессиональные лайфхаки, любимые приложения, которыми пользуешься?

Учитывая, что у меня английский не на офигенном уровне, я перестраховываюсь, и использую переводчик Deepl. Мне его посоветовала сестра, она лингвист-переводчик.

По поводу других приложений… Ничего особенного не посоветую. В Айфоне все есть. Что-то вырезать из видео – iMovie. Сделать нужный формат фотки – Picsart. Этих приложений сотни.

Спортивное сообщество довольно закрытое. Что можешь посоветовать начинающему специалисту, чтобы получить первую работу в спорте?

Чтобы куда-то прийти, нужно что-то показать. Сейчас для этого есть все. В сложные моменты, когда задумываешься, зачем я трачу время, нужно мотивировать себя своей мечтой. Для меня попадание в Оргкомитет чемпионата мира было мечтой = очень желаемой целью. Не такая мечта – полететь на Марс – а осуществимая.

Где-то можно/нужно «похулиганить», реально пробить номера. Понятно, что можно подать резюме. Это все правильный путь, но он редко приводит к успеху. Ничего страшного, если ты нарвешься на какого-нибудь злого товарища, который тебя пошлет. Ты же от этого не растаешь. Нужно иметь определенную наглость и уверенность в себе. Наглость наверное из уверенности в себе и исходит. Когда ты понимаешь, что стоишь чего-то, что имеешь право позвонить и предложить себя. Черт его знает, посмотрит ли нужный человек твое резюме, а вот после разговора с тобой, послушав твою пламенную речь, шанс могут и дать.

Мне кажется, это сейчас самый правильный путь. Можно где-то работать, параллельно занимаясь делом, от которого у тебя горят глаза, пульс поднимается. Верить, что это дело приведет тебя на работу мечты и ты будешь получать за нее деньги. Главное не выгорать, ребята. Отдыхайте, чтобы работа мечты не превратилась в испытание.